«По
прошествии более двух тысяч лет греки взяли, наконец, реванш. Покоренные
тогда римлянами, сыновья Эллады
повергли теперь к своим стопам многотысячные толпы итальянцев»,- пишет итальянский журнал «Эпоха». Сделали это
два «воина из Риаче» - две бронзовые
скульптуры, найденные нa калабрийском берегу в 1932 году.
Сначала во Флоренции (Археологический
музей), затем в Риме (президентский дворец Квиринале) и, наконец,
в Реджо-Калабрии (Национальный
музей древнегреческого искусства) итальянцы часами выстаивали в
очереди, чтобы несколько минут посмотреть на эти совершенные образцы античного искусства, доражающие благородством
форм.
Эти статуи обнаружил тридцатидевятилетний
любитель подводной охоты и археологии Стефана Мариоттини
во время своего отпуска, который он проводил
в местечке Риаче на Ионическом
море. Статуи
были погребены под густым слоем
вековых напластований на глубине около 8 метров
примерно в трехстах метрах от пляжа. По зову Мариоттини
сюда прибыли представители археологичеcкого
ведомства Калабрии и карабинеры. Огромные
статуи (по два метра высотой,
весом 250 килограммов плюс морские наросты) были доставлены на поверхность опытными ныряльщниами-археологами
иводолазами
полиции c помощью двух надувных баллонов н отправлены в Реджо-Калабрию,
где подверглись
первичной обработке: очистке от морской флоры и
фауны и восстановлению разрушенных временем мельчайших деталей. B
результате этих работ директору
археологического ведомства Калабрии Джузеппе Фоти
удалось установить, что статуи эти созданы --в V веке до н. э.- в «золотой период греческой бронзовой скульптуры».
Дальнейшую «ювелирную»
обработку статуй проводили флорентийские реставраторы,
используя тончайшие «хирургические»
инструменты и самые современные средства: пневматические молоточки, ультразвуковую
аппаратуру. B целях консервации статуи были
обработаны в специальныхваннах антикоррозионным раствором.
И
лишь теперь воины из Риаче» - так
их окрестила народная молва - предстали перед зрителями во всем своем
величии, однако без щитов, копий, a один из
них - лишь в своеобразном подшлемнике-остове, на котором
крепился шлем. Щиты, копья, шлем, a также зрачки глаз унесены
морем. Море же скрывает и три загaдки,
над которыми сейчас ломают голову исследователи: как зовут
этик героев, кто
автор скульптур и как они попали на калабрийский 6epeг?
Воинов
называли Гектором и Ахиллом, высказывали предположевие, что один из них - Аякс,
чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор - укротитель коней и Полидевк - знаменитый
кулачный
боец.
Авторство приписывают различным скульпторам «золoтого
века», в том числе великому Фидию.
O том, как прибыли эти воины в Италию, уже создано
несколько гипотез. Наиболее вероятной Лучано
Ди Пьетро, автор статьи В еженедельнике «Эпока», считает
следующую.
Во
врeмена Луция
Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при
Корнелии Сулле, разбившем
в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции,
римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства.
Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов
были погружены на корабль, но во время бури сброшены
в воду как балласт, и трофеи так и не достигли Рима. Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают,
однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры - Местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.