Вход на сайт

Поиск

Статистика





Воскресенье, 26.01.2025, 00:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Все интересное отовсюду :)
Главная | Регистрация | Вход
Фальсифика́ция - Всё интересное отовсюду


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Фальсифика́ция
cadiardДата: Воскресенье, 03.02.2013, 19:53 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 428
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
Фальсифика́ция (лат. falsificatio, от falsifico — подделываю; итал. falsificare — подделывать) — подделка, изменение (обычно с корыстной целью) вида или свойства предметов.
 
cadiardДата: Воскресенье, 03.02.2013, 19:57 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 428
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
Одной из самых дерзких и блистательных подделок в истории науки «пилтдаунскому человеку» исполняется 100 лет



Сто лет назад миру представили пилтдаунского человека, который сначала был открытием века, а потом оказался одной из самых дерзких и блистательных подделок в истории науки.

Кости и камни, найденные в гравийном карьере близ Пилтдаунской пустоши в английском графстве Сассекс незадолго перед Первой Мировой войной, были разоблачены ещё полвека назад, но до сих пор мы не знаем ни имени мистификатора, ни его мотивов. Впрочем, в скором времени с помощью новейших методов криминалистической экспертизы тайна, возможно, будет разгадана.

Сегодня фрагменты черепа и челюсти, а также окаменелости млекопитающих и орудия из кремня хранятся в сейфе Музея естественной истории. Но когда-то и им светило солнце. 18 декабря 1912 года на заседании Геологического общества Лондона они произвели фурор: древнейший человек, известный науке, изготовленные им орудия труда и останки животных, на которых он охотился. Казалось, найдено недостающее звено между человеком и обезьяной, предсказанное Чарльзом Дарвином.

Открытие сделал сассекский стряпчий и любитель древностей Чарльз Доусон, который принёс находки своему другу Артуру Смиту Вудворду, смотрителю отдела геологии Музея естественной истории Лондона. Хотя доктор Смит Вудворд специализировался на ископаемой рыбе, он поставил на карту свою репутацию (и репутацию музея) и назвал экземпляр в честь своего друга «Dawn Man of Dawson» («Рассветный человек Доусона»), Eoanthropus dawsoni.

А время было непростым: учёные вот уже 50 лет горячо обсуждали проблему происхождения человека, но количество ископаемых находок оставляло желать лучшего. Кое-что на тот момент уже нашли во Франции, Германии, Бельгии и на Яве, а царица морей ничем похвастаться не могла. Поэтому Доусон и Смит Вудворд оказались очень к месту. Подумать только: древнейший человек был британцем!

Человекоподобная черепная коробка пилтдаунского человека и очень обезьянообразная челюсть — именно этого и ждали от предка. В 1914 году на том же месте нашли большой костяной инструмент, который тоже оказался уникальным. Изготовленный из ноги вымершего слона, на одном конце он был плоским, а на другом — заострённым. Никто не мог понять, для чего он предназначался, но учёных это не смущало. Смит Вудворд даже вообразил повседневную жизнь этого человека: что он ел, как готовил, что носил. Считалось, что предок жил 0,5−1 млн лет назад.

Сказать по совести, скептики и тогда были начеку. Раздавались голоса о том, что человеческий череп и обезьянья челюсть не могут принадлежать одной особи и даже одному виду. Возможно, они случайно оказались вместе в одной яме. Но в 1913 году находка клыка, очень похожего на предсказания Смита Вудворда, пошатнула позиции критиков. Затем в 1915 году километрах в трёх от гравийного карьера Доусон наткнулся на фрагменты черепа и зуб, аналогичные предыдущим находкам. Сомневающимся пришлось замолчать.

И лишь сорок лет спустя, когда появились методы более точного датирования, выяснилось, что пилтдаунский человек — подделка. Череп принадлежал современному человеку, жившему несколько столетий назад, челюсть позаимствовали у орангутанга, причём её сломали, чтобы скрыть очевидность этого факта, а зубы подпилили. К тому же все артефакты покрасили, чтобы они смотрелись естественно среди пилтдаунского гравия.

Разразился скандал, и всем, конечно же, захотелось узнать, кто это сделал. Масла в огонь подливал тот факт, что кто-то не просто безобидно пошутил, а устроил целенаправленную мистификацию, повлиявшую на развитие науки о происхождении человека. Но не было ни отпечатков пальцев, ни покаянного письма, ни тщательно составленного протокола обнаружения костей.

С приближением векового юбилея «открытия» группа специалистов-«пилтдаунцев» решила, что ждать больше невозможно. Крис Стрингер из того же Музея естественной истории (один из современных авторитетов в области антропогенеза) и его коллеги обрушили на пилтдаунский материал всю мощь современной техники от изотопного и генетического анализа до микроскопии высокого разрешения. Но выяснилось пока лишь то, что фальсификатор (или фальсификаторы) знал своё дело на «пять с плюсом». Например, все кости и камни обработаны так, чтобы скрыть любые характеристики, позволявшие догадаться об их происхождении.

Круг подозреваемых широк. Многочисленные исследователи, к примеру, обращали внимание на то, что сэр Артур Конан Дойл жил неподалёку и играл в Пилтдаунском гольф-клубе, секретарём которого был, кстати, Доусон. Философ-иезуит и палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден, нашедший тот самый клык и работавший на раскопках вместе с Доусоном и Смитом Вудвордом, тоже не раз оказывался в центре внимания. Что уж говорить о самом Смите Вудворде.

Но чаще всего, конечно же, автором мистификаций называется Чарльз Доусон. Именно он принёс первые окаменелости Смиту Вудворду, именно он нашёл основную часть материала, и именно он был единственным, кто раскопал второго пилтдаунского человека. Доусон скончался в 1916 году после короткой болезни в возрасте 52 лет, и после этого в Пилтдауне не было найдено ничего, хотя Смит Вудворд не сдавался до глубокой старости, пока слепота не положила конец его напрасным трудам.

Смит Вудворд отзывался о Доусоне как об увлечённом, неунывающем коллеге. Но многие, кто знал его по Льюису, где тот жил, не только сомневались в чистоте намерений этого человека, но и допускали, что он мог быть автором обмана. Известно, что он подделал многие из своих археологических находок.

Что двигало им? Возможно, он жаждал признания, мечтал об избрании членом Королевского общества (его выдвинули в 1913 году, но на этом дело кончилось). И тем не менее все улики против него косвенные. К тому же сомнительно, что какой-то стряпчий мог одурачить весь учёный мир.

По материалам compulenta.ru

Источник
 
cadiardДата: Воскресенье, 03.02.2013, 20:13 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 428
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
Мастера блистательных подделок...

С тех пор как за произведения искусства стали платить большие деньги, появились многочисленные мошенники, которые, работая в манере старых мастеров, сбывали свои подделки не только коллекционерам, но и крупнейшим музеям мира. Причем подделки иногда были выполнены на таком уровне, что, случалось, их изготовителям с трудом удавалось убедить экспертов и обладателей «сокровищ» в своем авторстве…


Конфуз с безносой Венерой

Летом 1938 года французский крестьянин в окрестностях города Сент-Этьенна, вскапывая свой участок, неожиданно наткнулся на скульптуру из мрамора. Пораженный увиденным, крестьянин долго любовался обнаженной каменной красавицей, у которой, правда, отсутствовали ноги, одна рука и нос. Когда о находке стало известно ученым, поле крестьянина стало местом паломничества археологов и любопытных.

Однако предпринятые раскопки никаких находок больше не принесли, и все внимание историков и искусствоведов сконцентрировалось на обнаруженном столь случайным образом шедевре. Не было сомнений, что это статуя Венеры, выполненная рукой гениального мастера. Комиссия из видных археологов и экспертов-искусствоведов после тщательного изучения находки заявила журналистам, что статуя является бесценным шедевром возрастом 1700—2500 лет и, видимо, относится к периоду нашествия римлян на Галлию.

Отсутствие носа не помешало Венере стать национальным достоянием Франции и заручиться охраной государства, это красавице гарантировал сам президент. И вот в самый неподходящий момент общенационального ликования по случаю обретения страной столь прекрасного шедевра объявился некто Кремонц, итальянский скульптор, который имел наглость заявить, что автором Венеры является он…

Сначала на него посмотрели как на сумасшедшего, мало ли тронутых умом людей пытаются любым способом обрести скандальную известность, но Кремонц с явным злорадством выложил на стол все отломанные части скульптуры. Красавица Венера вновь обрела свой носик, но потеряла любовь французов, ибо теперь стала позором ученых этой страны. Особо любопытные смогли даже увидеть эту Венеру живьем… Кремонц представил журналистам певичку из кабаре, которая служила моделью для его скульптуры. Вся Франция покатывалась со смеху, а пресса получила блестящую возможность вволю поиздеваться над напыщенными учеными мужами и государственными чиновниками.

Зачем Кремонцу понадобилась вся эта затея с изготовлением скульптуры и тайным захоронением ее в земле? Дело в том, что итальянский скульптор считал, что его талант незаслуженно обходят своим вниманием искусствоведы, и решил просто отомстить миру чинуш от искусства. Неизвестно, посыпались ли заказы создателю потрясшей Францию Венеры после его скандальной выходки, но всемирную известность Кремонц явно приобрел.

Реликвия скифского царя

С тех пор как за произведения искусства, особенно за старинные, стали платить большие деньги, появились мошенники, которые изготавливали настолько искусные подделки, что многие видные эксперты часто были не в состоянии отличить их от подлинников. Хотя подавляющее количество подделок производилось ради денег, случалось, фальшивками занимались и из-за мести, подобно Кремонцу, или просто в качестве шутки. Правда, иногда гениальные подделки появлялись и абсолютно неумышленно.

Автором одной из неумышленных подделок, которая еще задолго до Венеры Кремонца потрясла Францию, стал самородок-самоучка И. Рахумовский из белорусского города Мозыря. Он самостоятельно настолько искусно овладел ювелирным делом, что в конце XIX века трудно было найти ему равных. Когда Рахумовский переселился в Одессу, он получил предложение изготавливать копии древних украшений и делать оригинальные вещи на античные темы якобы для подарков влиятельным лицам.

Ювелир совершенно не предполагал, что его талант решила использовать в своих целях группа мошенников, а выполненные им, работы будут выдаваться за подлинники. Таким образом, Рахумовский и изготовил золотую тиару (головной убор в виде шлема) скифского царя Сайтафарна, не ведая, что вскоре она станет предметом международного скандала.

В начале 1896 года все европейские газеты поместили сообщение, что Лувр за 200 тысяч франков золотом приобрел тиару скифского царя Сайтафарна, которая была найдена на юге России. Тиару французам продал одесский антиквар Ш. Гохман, который уже имел в Британском музее репутацию мошенника. Однако французские эксперты-искусствоведы были в восторге от тиары, от уровня исполнения ее «древними» мастерами. Конечно, огромная сумма, которую запросил Гохман, требовала и самой тщательной экспертизы. Ее проводили лучшие эксперты Лувра, но ничего подозрительного не обнаружили, даже надпись на греческом языке, из которой следовало, что шлем был подарен непобедимому царю жителями города Ольвии, была выполнена по всем правилам древнегреческой эпиграфики.

Безусловно, такая историческая реликвия должна была вызвать определенное волнение среди российских ученых, ведь она стала достоянием чужой страны. Однако в России просто не признали тиару подлинной… Археологи и искусствоведы справедливо посчитали, что такая уникальная находка должна была вызвать какие-нибудь слухи в определенных кругах, а раз их не было, значит, дело нечисто. В подлинности тиары сомневались ученые и из других стран.

Пока французы гордились своим приобретением, Гохман все же попался на подделках и угодил под суд, там впервые и был упомянут Рахумовский как возможный автор ряда уникальных «древностей». Хотя именно Гохман продал тиару Лувру, французы просто постарались не заметить этого судебного процесса. Сама мысль о такой грандиозной ошибке именитых экспертов вызывала во Франции настоящий ужас…

Правда раскрылась только через 8 лет после покупки Лувром тиары. В одной из парижских газет появилась статья, в которой ювелир из России утверждал, что знаменитую тиару изготовил Рахумовский. Это известие подхватили другие газеты, и полюбоваться на скандально известную тиару вновь повалила публика. На этот раз замять возникшую шумиху в прессе не удалось, тем более что в Одессе был вызван в полицию Рахумовский, который сознался в своем авторстве, но отрицал причастность к афере с продажей.

Рахумовский даже предложил доказать свое авторство в Париже, если ему оплатят проезд. Лувру ничего не оставалось делать, как согласиться на это условие. Почти два месяца длилось расследование, французы не хотели признавать свое поражение, но, когда Рахумовский по памяти изготовил для них абсолютно идентичный фрагмент тиары, эксперты сдались. Злополучная тиара до сих пор находится в собрании Лувра, но украшает теперь экспозицию подделок.

Необходимо отметить, что не только французам доводилось испытывать чувство унижения из-за искусных изготовителей подделок. Несколько десятилетий гордостью Метрополитен-музея в Нью-Йорке являлись две терракотовые скульптуры этрусских воинов, но в 1963 году было установлено, что они были всего лишь первоклассными подделками…

Обманувший самого Геринга

Что там музеи, пусть и самые знаменитые, изготовители подделок рискнули обмануть самого Геринга! После Второй мировой войны помимо фашистских преступников к суду стали привлекать и их пособников. Был арестован и художник Антониус ван Меегерен. Его обвиняли в том, что он сотрудничал с фашистскими экспертами и даже продал в коллекцию Геринга картину выдающегося европейского мастера Яна Вермера.

Во время расследования художник неожиданно заявил, что картину «Христос и грешница» написал он сам… Таким образом получалось, что ван Меегерен не только не пособничал фашистам, но и надул одного из самых главных нацистских коллекционеров… Однако в ответ на такое заявление следователь достал заключение видных экспертов о принадлежности полотна к XVII веку. Тогда художник указал место, где можно найти его наброски к картине, а также различные аксессуары, изображенные им на полотне. Кроме того, ван Меегерен предложил написать еще одного Вермера прямо в тюремной камере, если ему предоставят все нужные материалы.

Следствие решило провести столь невероятный эксперимент, который вызвал большой интерес не только у прессы, но и у коллекционеров и простых любителей живописи. Под охраной, в своей квартире, ван Меегерен за три месяца создал новый «шедевр», который хоть и был слабее предыдущих, но, по заключению экспертов, вполне позволял признать его автором картины «Христос и грешница».

Оказалось, что ван Меегерен очень долго изучал творческую манеру Вермера, а для своих подделок использовал купленные им по дешевке настоящие холсты XVII века, не подлежащие восстановлению, с которых он смывал слой краски. Кроме того, художник овладел старинной рецептурой составления красок и научился виртуозно состаривать картину, нанося на нее темный лак и вызывая образование тонких, как паутинка, трещинок. Таким образом, даже самые именитые нацистские эксперты не смогли распознать фальшивку.

Сколько подделок сейчас занимают почетные места в музеях и частных коллекциях? Увы, на этот вопрос никто не знает ответа. Ясно одно: ловкие и талантливые мошенники, способные обмануть даже крупных экспертов, еще не перевелись на свете и новые скандалы, связанные с поддельными произведениями искусства, еще впереди.

http://allkriminal.ru
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025