Николай Герасимович Кузнецов (1902-1974) всю
свою жизнь посвятил Военно-Морскому Флоту СССР. Начав
свой жизненный путь матросом, H. Г. Кузнецов стал виднейшим
советским военачальником, много делавшим для строительства и
укрепления наших военно-морских сил, разносторонне образованным человеком. Его книги и статьи, посвященные истории Военно-Морского срлота СССР, известны широкому кругу читателей.
B этом номeре публикуется подборка фрагментов из воспоминаний H. Г. Кузнецова, выступлений, письма к Н. Г.
Кузнецову. Редакция благодарит семью H. Г. Кyзнецова за
предоставленные материалы. Некоторые
из них публикуются впервые.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙИ ДЕНЬ
ПОСЛЕДНИЙ
Из воспоминаний Героя Советского Союза H. Г. КУЗНЕЦОВА
Я никогда не забуду тревожный вечер 21 июня 1941 года. Флоты, находившиеся c 19 июня в повышенной
оперативной готовности, ещe днем были извещены
по телефону об исключительно напряженном положении на границах. Суббота по
обычаю на всех флотах
считалась днем наиболее ответственным, и командование считало своим долгом c особым вниманием проверять в этот день несение службы во всех соединениях. Так,
не случайно в штабе Балтийского и Черноморского флотов вечером
21 июня на своих местах неотлучно находились начальники штабов контрадмиралы Ю. A. Пантелеев и И. Д.
Елисеев. На
своем месте в наркомате был и замещавший начальника Главного морского штаба (ГМШ) контр-адмирал B. A. Алафузов, да и я сам не считал возможным оставить кабинет в эти часы...
Поступали различные сведения o
необычных передвижениях немцев на Балтике и Черном море.
Хотя на флотах и флотилиях была объявлена повышенная готовность и еще ранее были выделены усиленные «боевые ядра»из кораблей, готовых к немедленным боевым действиям, велось разведка и неслись дозоры, командующиe флотами B. Ф. Трибуц, Ф. C. Октябрьский и A. Г. Головка сами находились на своих местах в ожидании приказа из Москвы...
Около,
23 часов я встретился c наркомом обороны
маршалом C. K. Тимошенко и начальником
Генштаба генералом Г. K. Жуковым. «Возможна война в ближайшую ночь» -таков был смысл информации, которую мне передали руководители НКО... Рвались последние нити, и мне надлежало, не теряя ни одной минуты, передать по радио короткий сигнaл o фактической боевой готовности и, кроме того, для надежности продублировать его по телефону ВЧ, что особенно важно было для Балтийского и Черноморского флотов.
K 00 часам 22 июня все приказания o готовности были отданы...
Вечером 21 июня, после беседы c
наркомом обороны, у меня
исчезли последние надежды на мирную боевую учебу.
Час испытаний
был близок. Лежавшие на столе стопки бумаг o намеченных ранее
мирных учениях теряли смысл. У меня в кабинете, кроме заместителя
начальника ГМШ, собрались мои заместители. Я
информировал их o серьезности положения. После личных
разговоров по телефону c флотами ничего не оставалось, как ожидать развертывания
событии и надеяться, что нам удастся успешно реализовать длительную подготовку флотов на случай
нападения на нашу
страну, и особенно к первым часам и дням войны. Ведь для
нас никогда не было секретом, что
если Гитлер начнет войну, первые удары
будут особенно сильными... Особенно мощных ударов следовало ожидать c воздуха, a для флотов это особенно
опасно и часто непоправимо. Война c фашистской Германией ожидалась как война в
основном континентальная, но и морякам предстояло выдержать большие испытания.
Около часу ночи 22 июня мы разошлись, но я уверен - никто не ушел домой и не лег спать. Разве до
сна! Не спал, конечно, и я. Я
мысленно представлял, как флоты, получив радиограмму o повышенной боевой готовности и фактическом применении оружия в случае нападения, делали последние приготовления...
B 3 часа 15 минут рокового 22 июня раздался глухой звонок ВЧ, и я быстро подошел к телефону, уже c вечера переключенному на меня. «Откуда звонок и,что-то будет мне доложено?» -
думал я.
«Бомбят Севастополь»,-услышал я
взволнованный
голос Ф. C. Октябрьского. Смешанное
чувство было y меня в те минуты. C одной стороны, я был уверен, что флоты готовы к отражению нападения, и в то же время был ошеломлен
известием o фактическом начале
войны.
На дворе было уже совсем светло. Где-то тихо играла музыка. Москва жила
еще мирной жизнью. Как
теперь известно, это было первое
донесение o войне, поступившее в Наркомат ВМФ из
Севастополя, a отсюда доложенное правительству и наркому обороны.
Через несколько часов было уже известно, что пламя войны
бушует от Балтики до Черного моря. Я был удовлетворен поступавшими докладами o том, что флоты в эти часы «не потеряли ни одного корабля». Налеты
авиации врага на Балтике, севере и юге были
отражены и не
принесли фашистам
ожидаемого результата...
B 1965 году в сборнике «Под знаменем Испанской
республики» (изд-во «Наука») были опубликованы воспоминания
H. Г. Кузнецова.
Видный советский дипломат и историк, академик И. M, Майский, ознакомившись c pукописью, написал H, Г. Кузнецову:
«05.08.65
Ваши воспоминания об испанском флоте прочел очень внимательно... Очень интересная вещь - и как литературное
произведение, и как исторический источник, чем скорее
будет напечатано, тем лучшe... Жму руку. И. Майский.»
Морской бой и морская техника требуют железной
дисциплины, каждый винт сложного механизма - ФЛОТА - должен
действовать
безукоризненно. Корабль не допускает импровизации, все должны действовать по
уже отработанным наставлениям и уставам. Там, где
нарушается устав, наставление, там -действия командиров, бойцов неуверенны, там царит
расхлябанность, результатом чего может быть не только гибель
отдельного корабля, a проигрыш всего сражения.
Из выступления Народного комиссара
Военно-Морского Флота СССР, адмирала H. Г. Кузнецова в сентябре
1940года.
B конце декабря 1941 года, приняв на борт почти 2000 десантников, различную
боевую технику, крейсер «Красный
Кавказ» направился из
Новороссийской бухты в занятую врагом Феодосию, Корабль вошел в гавань в самую гущу
вражеского огня. Десантники на катерах и баркасах устремились к берегу. Орудия и пулеметы крейсера
пoмогали продвижению десантников. Но и в крейсер попало тринадцать снарядов и мин, вызвавших семь пожаров. Выдержав
25 групповых и одиночных атак
вражеских самолетов, «Красный
Кавказ» ушел в Туапсе. Утром 4 января
1942 года корабль снова вернулся в
Феодосийскую бухту, доставив нoвую группу десантников и боевую технику.
Вражеские самолеты атаковали
крейсер. Четы ре бомбы взорвались у его борта. B кормовой части корпуса образовались тpи огромные пробоины. После выхода из бухты корабль атаковала новая группа «юнкерсов».
Взрывами бомб были повреждены правый и левый гребные винты, рулевое управление. Корабль принял около 2000 тонн забортной воды, его осадка увеличилась на пять метров, большая часть палубы скрылась в волнах. B таком состоянии крейсер почти сутки пробивался сквозь шторм и пургу в Туапсе.
3 апреля 1942 года за
отвагу, стойкость, мужество, диcциплину и организованность экипаж
«Красного Кавказа» одним из первых на флоте был удостоен
гвардейского звания.
Позднее, уже в послевоенное время, H. Г. Кузнецов
писал: «Красный Кавказ»! Корабль, c которым связано много
воспоминаний. Старшим помощником
командира этого крейсера «Красный
Кавказ»
мне довелось служить после окoнчания Военно-Морской Академии.C огромным удовольствием вспоминал этот период службы позднее, уже будучи
наркомом В. М. Ф.». Рядом c этой надписью
изображение легендарного крейсера, по белому полю военно-морского флага под кpасной звездoй вьется
оранжево-черная гвардейскаяя лента.
Тесные отношения связывали H. Г. Кузнецова со
многими учёными, в том числе с известным
советским кораблестроителем академиком A. H. Крыловым. B
день 80-летия A. H. Крылова ему был
вручен адрес, подписанный H. Г. Кузнeцовым. B
ответном письме академик A. H.
Крылов, в частности
писал:
«В этом адресе... отpажена 60-летняя деятельность во флоте,
для пользы которого я всегда стремился работaть, и я могу на старости лет радоваться, что эта работа не
пропала даром и служит тем высококвалифицированным морякам, которые c доблестью
и самоотвержением храбро защищают...
нашу Родину
от ненавистного врага.
Нодоблесть, храбрость и
самоотвержение не приобретаются в школе, могущей дать только знания и отчасти умение,- эти качества исконно лежат в среде самого нашего народа, дающего питомцев школе...
Академик Крылов
A.Курорт «Боровое», 16
августа 1943 г.»,
250 дней и ночей продолжалась героическая оборона
Севастополя. Все эти дни помощь его
защитникам оказывали корабли Черноморского флота, Прорываясь сквозь атаки самолетов,
подводных лодок и торпедных катеров противника,оми доставляли в осажденный
город подкрепление, боеприпасы, продовольствие. B дальнейшем, в ходе Крымской
наступательной операции 1943 года, подводные лодки, торпедные катера и авиация
Черноморского флота блокировали крымскую группировку вpажеских войск и
активными действиями парализовали связь c портами Румынии и Болгарии.