Помните, в недавнем советском прошлом одной из главных проблем были очереди на квартиру. Было время, когда жилье «давали» и «получали» от государства в бессрочное пользование за довольно скромную арендную плату… Так вот, проблема никуда не делась. Только теперь государственное жилье полагается не всем гражданам, а лишь некоторым социально поддерживаемым категориям. И очереди перешли по наследству независимому государству, некоторые претенденты так и ждут квартиры с советских времен.
(“Экспресс-неделя” Nr. 12 # 19 марта 2009 года)
Статистика по стране
В прошлом году статистики отметили значительный скачок спроса на социальное жилье. Суммарное число очередников в самоуправлениях Литвы в 2008 году выросло на 17% и составило 23,8 тысячи семей. При этом снять в аренду муниципальные квартиры удалось 821 семье, что на 11% меньше, чем в предыдущий год. Таким образом, спрос удовлетворяет предложение примерно на одну тридцатую часть. Нетрудно подсчитать, что такими темпами последние сегодняшние очередники получат вожделенное жилье году эдак в 2040-м…
Та же статистика показывает распределение претендентов по очередям. В списке сирот и оставшихся без опеки порядка 2 тысяч человек, примерно 7,4 тысячи в списке молодых семей в возрасте до 35 лет, пятая часть очередников - люди с недугом. Есть еще так называемый общий список на 6 тысяч семей и полтысячи претендентов на расширение площади. Самые длинные очереди в Вильнюсском городском самоуправлении - почти 30% от общего числа очередников. Это объясняется просто. Столица - единственный в стране город, который строит социальное жилье, а не покупает отдельными квартирами под последующую аренду. В остальных самоуправлениях ситуация значительно хуже, в том числе в Вильнюсском районе.
Жизненная история
То есть, очевидно, что есть серьезная проблема у тысяч людей, претендующих на социальное жилье. Мы решили показать ее суть на конкретном примере - одной жизненной истории. Нет, редакция не юридическая контора, занимающаяся расследованием квартирных вопросов, которые, как известно, портят людей, но попробовать понять, что происходит на конкретном примере, мы можем.
Житель деревни Вайдотай Вильнюсского района Валерий Ц. обратился к нам с просьбой помочь разобраться с его личной ситуацией. В 80-е годы, еще при Горбачеве, он как работник местного завода получил комнату в общежитии. Вскоре женился, родились две дочери, молодая семья встала в очередь на квартиру. А дальше начались большие и малые перемены в судьбах целого государства, перекроившие и судьбы людей, поглотившие надежды многих молодых семей.
Вместе со страной развалилось предприятие, Валерий остался без работы. Места своего в новом рыночном хозяйстве он так и не нашел, несколько лет семья перебивалась случайными заработками. Все это не оказывало позитивного влияния на здоровье. А тут еще сказались раны, полученные до распада страны: наш собеседник побывал в Афганистане, был ранен еще на пути в воинскую часть, поэтому официального статуса ветерана с соответствующими льготами так и не получил. Все пережитое сказалось на здоровье. К 35 годам - инвалидность второй степени, затем пережил два инфаркта. Сейчас ему за 50, большая часть жизни прожита, дети выросли в той самой комнате бывшего общежития. Старшая уже студентка, местом для ее занятий служит совмещенный санузел. В очереди на социальное жилье для инвалидов Валерий несколько лет стоял шестым, а недавно передвинулся… назад. Тогда он и пришел к нам с риторическим вопросом - сколько лет нужно прожить в Литве, чтобы дождаться квартирной помощи от государства? А мы решили на его примере проследить, почему очередь на социальное жилье не просто на всю жизнь, а еще и движется иногда назад.
А «советская» очередь не в счет
За разъяснениями по поводу движущейся назад очереди мы обратились сначала к специалисту отдела управления имуществом Вильнюсского районного самоуправления Галине Тупчий. Она отвечает за распределение казенных квартир и именно к ней очередники приходят со своими справками и вопросами. Чиновница встретила нас любезно. Уверенно пояснила, что по закону главным критерием при составлении списков является стаж очередника. У Валерия Ц. на счету, сказала она, 16 лет ожидания - с 1993 года. А что же предыдущий срок ожидания - советского периода? Оказывается, он пропал при переделе территорий и переходе из одного районного участка в другой. Что касается порядкового номера - он поменялся на больший в связи с тем, что другой претендент на квартиру с большим стажем получил инвалидность и занял в соответствующей очереди более близкую к началу позицию. За год в Вильнюсском районе распределяются четыре квартиры в соответствии с размером государственных субсидий и потребностями населения. А данный претендент живет лучше многих, считает работница мэрии, у него собственное жилье со всеми удобствами. Может, она и права, но как человеку быть? Ведь если очередь движется назад, то надежд на получение квартиры нет.
После такого ответа наш собеседник совсем приуныл и признался, что жалеет о приходе в редакцию. Как бы всесильные чиновники вовсе не вычеркнули его из списка реальных претендентов. А нам оставалось отправиться к главе районного самоуправления Марии Рекст, чтобы уточнить детали. А заодно выяснить, справедливо ли работница отдела заявила очереднику, что не даст ему разрешения на прием у мэра. Такое заявление нас удивило, потому что мы знаем, что для визита к мэру ничье разрешение не требуется. Мы решили проверить систему на себе.
Сложный квартирный вопрос
Три недели ушли на переговоры с секретарем. Наконец, настал день приема жителей по личным вопросам. Так нам удалось попасть на прием в кабинет районной главы. И вот что нам удалось узнать у Марии Рекст.
- В этой очереди, в любой из них очень мало претендентов, которые имеют свою жилплощадь, - пояснила она. - Могу показать - единичные случаи. Вот семья имеет 26 квадратов, вот 18, вот 10, а у остальных - ничего. Таких очередей у нас 5, в каждой - сотни претендентов, которые оцениваются в баллах.
Правда, вопрос о том, что означают эти баллы и как они начисляются, оказался слишком сложным. Мэр сказала, что «балльную» систему ввели давно, начислял и оценивал условия проживания очередников компьютер, баллы являются как бы дополнительным критерием определения очередности. Как эти оценки сочетаются со сроком ожидания жилья - в самоуправлении объяснить не сумели. А у компьютера не спросишь - программа начисляет баллы, и электронная машина не учитывает человеческих тревог.
Да, ситуация оказалась сложной, и ничего оптимистического в ней нет. Мы попросили рассказать о финансовых способах решения проблемы обеспечения социальным жильем.
- Мы квартиры не строим, мы их ремонтируем, - пояснила мэр. - В муниципальной собственности имеется кое-какое жилье, которое можно перестроить - так получается дешевле. В прошлом году получили из госбюджета 900 тысяч, на них отремонтировали четыре квартиры - две двухкомнатные и две трехкомнатные. Потом из своего бюджета добавили 212 тысяч, на которые отремонтировали еще однокомнатную квартиру.
Ремонт оказался таким дорогим потому, что, как сказала мэр, требования к нему очень высоки, а реконструировать порой приходится и нежилые помещения. Кому достанутся указанные квартиры? Это решает не мэр, а определит комиссия по распределению жилья, в которую входят пять работников самоуправления.
- Не сомневайтесь, разделим по справедливости, - на прощание заверила нас глава района.
Да уж понятно, что в очереди есть семьи, у которых большие проблемы с жильем, чем у Валерия. Но с очередью-то как быть? Что же должны делать власти, чтобы люди могли дождаться заветного ключа от квартиры? Ведь далеко не каждый может приобрести собственное жилье. Даже состоятельные люди сейчас, в период кризиса, не рискуют брать кредиты на жилье, да и банки не очень-то теперь их дают. А что уж говорить о тех, кто не в состоянии взять такой кредит просто потому, что нет постоянного заработка?
Так что же делать? Квартирный вопрос с булгаковских времен не потерял актуальность. На днях министр окружающей среды Гядиминас Казлаускас предложил облегчить обретение жилья малообеспеченными гражданами путем аренды муниципальных квартир с последующим выкупом. В госбюджете на эти цели предусмотрено 70 млн. литов. По подсчетам министра, сдача квартир с выплатой их стоимости в течение 10 лет ускорит движение очередей на социальное жилье в 8 раз. А если денег все-таки нет? Как быть?
Настасья Говоркова, журналист «Экспресс-недели»
Ссылка на статью